Newstyleforge.ru

Красота и Здоровье
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Упражнения для произношения звука р

Постановка звука «Р»: как научить ребенка выговаривать непослушный звук

“Как научить ребенка говорить букву р?” — волнуются мамы, когда слышат привычные “лыба” и “лысь”, а восклицание: “Мама, ты класная!”- приводит в замешательство.

Волноваться не надо. Постановка звука р — методика, которая вполне себе по силам каждому родителю.

Если вы сомневаетесь в том, как правильно научить ребенка говорить букву “р” или не знаете, как научиться говорить букву “р” самому, читайте дальше нашу статью.

Почему ребенок не выговаривает букву “р”

Звук “р” дольше всех звучит некорректно и поэтому относится к труднопроизносимым. Для того, чтобы его осилить, речевой аппарат должен быть хорошо развит. Поэтому до 5-6 лет, пока идет этот процесс, правильная артикуляция звука “р” тоже осваивается постепенно.

Произношение считается неправильным, когда:

  • звук “р” пропускается (рука — _ука, паровоз — па_овоз);
  • замещается доступными для произношения звуками “л”, “г”, “й” (красный — класный, карандаш — кагандаш, дерево — дейево);
  • выговаривается с вибрацией губ и щек либо гортанно.

Ребенок начинает говорить букву “р” к 5-6 годам. Если этого не происходит, то причины могут быть следующие:

  1. Недостаточная длина уздечки. Она не позволяет языку достать до неба перед верхними резцами и произвести вибрирующий звук “р”. В этом случае хорошие результаты дает массаж уздечки, специальные упражнения, иногда же показано оперативное вмешательство.
  2. Слабо развит артикуляционный аппарат. Малоподвижные лицевые мышцы и ленивый язык не могут сладить с трудным звуком. Гримасничанье и кривляние сослужат хорошую службу: улыбайтесь до ушей, складывайте губы трубочкой, показывайте язык своему отражению в зеркале. Активные движения подобного рода развивают органы речи и делают произношение звуков более четким.
  3. Неправильное дыхание. Имеющиеся заболевания дыхательной системы не дают создать мощную струю воздуха для “грозного рррычания”. Сочетание физических и речевых упражнений помогают преодолеть и это препятствие на пути к заветному четкому “р”.

Визит к логопеду позволит выявить причину нарушения и принять меры для ее устранения. И тогда безотлагательно принимайтесь за работу и наверстывайте упущенное время. К слову сказать, речевой гимнастикой можно начинать понемногу заниматься уже с 3 лет, чтобы к 5-6 годам, когда ребенок должен говорить букву “р”, трудности с ее выговариванием обошли вас стороной.

Как поставить звук “р” в домашних условиях

Как научить ребенка выговаривать букву “р” дома? Несмотря на желание быстро поставить звук “р” и научиться говорить ее за 5 минут, только терпение и труд станут тем фундаментом, на котором по кирпичику можно построить четкое звучание речи вашего малыша. А чтобы эти условия соблюсти, не забудьте про эмоциональную составляющую: ваша задача — логопедические упражнения на звук “р” сделать увлекательной игрой и обеспечить всем участникам хорошее настроение.

Итак, упражнения для выговаривания буквы “р” начинайте с разминки:

Далее следует основная часть по постановке звука “р” у детей, в которой можно выделить три этапа:

  • “р”, звучащий автономно;
  • “р” в слогах и в словах;
  • “р” в связной речи.


Ставим звук “р”, используя один из вариантов:

1. Тяните непрерывно “ддддддд” и не отрывайте язык от неба. Когда он завибрирует на сильном выдохе, получится звук “ддд-ррр”. Затем переходите на слоги “дра”, “дро”, “дру” с твердым “р”. Потом — на слова с этими слогами (дрова, дружба, драма) и на звук “тр” (труд, тракт, тропа). Когда эти приемы будут хорошо отработаны, убирайте “д” и “т” и учитесь говорить звук “р” без них: град, брать, кран, баран, город, корова, забор, топор.

Если не получилось произнести “р”, то на этапе непрерывного “д” можно легонько подтолкнуть язычок ребенка в глубь рта, например, палочкой от мороженого, или повибрировать ею же на середине языка. Звук “ддррр” должен получиться! А дальше — уже слоги и слова.

2. Если у ребенка чистый и отчетливый звук “ж”, то научить ребенка произносить букву “р” можно, воспользовавшись этим способом. Жужжите громко, сильно, одновременно отодвигая язык вглубь. Получается короткий звук “р”. Упражняйтесь многократно, затем переходите на слоги и слова, которые начинаются на “жр”, а потом убирайте “ж” и работайте с “р”, как описано выше.

3. Чтобы научиться выговаривать “р”, попросите ребенка произнести “сссс” на выдохе, а затем вдохнуть через рот, прижав язык к небу рядом с верхними зубами. Возникает нужная вибрация и звучит “р”. А далее — тот же алгоритм: этот звук в слогах и в начале, середине, конце слова.

4. Можно сделать постановку “р” от “рь”. Учитывая, что мягкий звук “рь” одноударный, добейтесь его длительной вибрации “рьрьрь” и переводите в звук “ррр”. Затем отрабатывайте оба звука в слогах и словах.

Для того, чтобы поставить звук “р” и закрепить свое достижение, выполняйте упражнения для автоматизации звука: учите и проговаривайте скороговорки, стишки, чистоговорки.

Постановка мягкого звука “рь” делается после того, как закреплено произношение твердого “р”. Упражнениями для проговаривания буквы “р” в этом случае являются чистоговорки с мягким “р”:

Скороговорки отлично помогают поставить мягкий “р” :

Как успехи? Можно отдохнуть)

Упражнения логопеда для буквы “р”

Как научить ребенка говорить букву “р”, если все же выявлены причины ее неправильного звучания?

В случае с недостаточной длиной уздечки будут полезными следующие упражнения:

  • тянемся язычком до носа, стараемся , потому что это задача не из легких; повторяем несколько раз в течение дня;
  • перевоплощаемся в домашнего питомца и пробуем лакать молоко из миски.

Легкий массаж уздечки языка указательным и большим пальцами, небольшое ее потягивание в течение 2-3 минут 2 раза в день тоже дадут положительный эффект, если вы задались целью научить ребенка говорить “р” дома.

Если у ребенка недостаточно развит речевой аппарат, то весьма кстати будут простые упражнения, которые приведут в тонус лицевые мышцы и облегчат произношение трудных звуков:

Легкие и занимательные дыхательные упражнения необходимы для правильного произношения буквы “р”:

Чтобы научить ребенка букве “р” самому, необходимо следовать рекомендациям специалиста и работать над проблемой сообща: некорректно поставленный звук со временем будет сложнее исправить.

Выполняя упражнения на букву “р” для детей, часто используют логопедический зонд для постановки этого звука. Этим инструментом механически воздействуют на язык, отодвигая его или создавая вибрацию, и таким образом корректируют артикуляцию. Им можно обзавестись, посетив ближайшую аптеку, или использовать подручные средства, например, палочку от мороженого.

Постановка звука “р” у взрослых

Логопедические занятия на постановку звука “р” у взрослых включают в себя:

  • технику глубокого дыхания с участием диафрагмы;
  • упражнения, направленные на разработку мышц языка и губ.

Техника дыхания заключается в следующем:

  • вдыхайте через нос, выпячивая живот и наполняя воздухом нижние отделы легких;
  • выдыхайте, сокращая мышцы живота и пропуская мощную струю воздуха через голосовые связки.

Упражнения для выговаривания буквы “р” направлены на то, чтобы “расшевелить” язык: покусывайте его, цокайте, вытягивайте, скручивайте, выполняйте поперечные развороты и круговые движения.

И, конечно же, скороговорки — их значение трудно переоценить. Ррразучивайте, повторрряйте и хвалите себя за успехи.

Чтобы научиться выговаривать “р” взрослому человеку, потребуется, может быть больше времени, чем ребенку, поэтому важен настрой на результат. А когда есть мотивация, процесс идет гораздо быстрее.

Заключение

Ежедневные занятия с ребенком по работе над буквой “р”, безусловно, увенчаются успехом — даже не сомневайтесь в этом.

Но еще они научат маленького человека верить в себя, справляться с неудачами, чувствовать поддержку близких людей и благодарить, идти к цели и трудиться для ее достижения.

Простые упражнения для исправления звука Р

Очень многие дети самостоятельно не могут научиться выговаривать звук Р. Несомненно, этот звук является одним из самых трудных звуков в русском языке. Для его произнесения необходимы тонкие движения органов речи и достаточная воздушная струя .

Читать еще:  Упражнения для круглых бедер

Подумать об исправлении звука Р необходимо, когда малышу исполнилось 5 лет, а он всё ещё не «рычит» красиво.

В сложных случаях ребёнку потребуется специалист-логопед. Но иногда ситуацию сдвинуть с места могут даже родители путём несложных логопедических упражнений .

Даже если вы решили самостоятельно помочь своему ребёнку исправить звук Р, то, всё равно, советую, хотя бы один раз сходить на консультацию к логопеду.

Дело в том, что если ребёнок не выговаривает звук Р, это может быть обусловлено не только недостаточно развитыми движениями артикуляционного аппарата, но и особенностями строения подъязычной связки. И такую особенность может увидеть только специалист.

Во время консультации логопед расскажет вам про речевые проблемы вашего ребёнка и познакомит с комплексом упражнений, необходимых для ежедневных занятий.

Работа над звуком Р (как и над остальными звуками) включает в себя несколько этапов :

• Для начала нужно будет выполнять с малышом комплекс упражнений, направленный на тренировку мышц артикуляционного аппарата . Такой комплекс нужно выполнять 2-3 раза в день по 3-5 минут.

• Дальше нужно научить ребёнка чётко произносить звук отдельно, т.е. изолированно .

• Потом необходимо отработать умение правильно произносить звук в различных слогах и словах .

• Затем упражняться в произнесении звука в речевом потоке , предложениях, скороговорках.

Каждое занятие, направленное на исправление произношения звука Р, необходимо начинать с разминки речевого аппарата.

Описание упражнений для артикуляционной гимнастики вы сможете увидеть, перейдя по данной ссылке .

Все описанные упражнения хорошо развивают артикуляционный аппарат, тренируют мышцы и даже способствуют растягиванию подъязычной связки.

Тем не менее, для того, чтобы вызвать звук Р, необходимы специальные постановочные упражнения .

1. Просим малыша, чтобы он открыл рот, поднял кончик языка к бугоркам за верхними зубами, произнося при этом многократно звук «д-д-д». Затем предлагаем, не прекращая повторять звук д-д-д, с усилием подуть на кончик языка. Сразу звук Р не получится, но малыш сможет ощутить вибрацию языка и запомнить её.

2. Для выполнения данного упражнения потребуется специальный логопедический зонд (в домашних условиях можно заменить ватной палочкой, указательным пальцем или палочкой для коктейля).

Вначале просим ребёнка, приоткрыв рот, протянуть звук «ж-ж-ж», направляя язык к основанию верхних резцов. Затем аккуратно вводим под язык зонд и начинаем ритмично колебать язык, создавая вибрацию механически. Так ребёнок сможет почувствовать вибрацию, которую создают воздушная струя и движения зондом.

3. Просим ребёнка открыть рот и произносить слог «з-з-за», подняв язычок вверх. В это время, как и ранее, вводим под язык ребёнка зонд и ритмично двигаем им в разные стороны. Если всё выполняется верно, то в результате вы сможете услышать довольно чёткий звук Р.

Нажмите палец вверх , подписывайтесь на канал , и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии , делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Упражнения для домашних занятий на выговаривания буквы Р для детей

После года ребенок начинает пробовать произносить слова, в два — предложения, а в три — уже выстраивает свою речь осознанно. Некоторым малышам очень сложно выговаривать звук «р». Случается и так, что и взрослому человеку эта буква не кажется легкой в произношении. Как научить ребенка говорить букву р в домашних условиях упражнения, помогающие закреплению навыка, тренировки и артикуляционная гимнастика — обо всем можно узнать из данной статьи.

Логопедические занятия дома на букву «р»

В логопедии много уроков связаны со звуком «р». Однако занятия можно проводить дома и без логопеда.

Как можно дома научить ребенка говорить букву р — выстроить грамотно план работы, который состоит из нескольких частей.

Артикуляционная гимнастика дома

Важно! К шести годам, когда малыш готов идти в первый класс, детский речевой аппарат должен хорошо натренирован. Букву «р» к этому возрасту детям обычно просто проговаривать. Если есть проблемы выговаривания согласных ,следует обязательно обращаться к специалистам.

Логопедические занятия дома:

  • Обязательно начинаются с разминки, артикуляционной гимнастики. Одновременно развивается речевое дыхание.
  • Затем следует разминка языка.
  • И только после этого можно приступать к работе над произношением буквы.

Советы логопеда

Занятия с логопедом на букву р всегда выстраиваются поэтапно. Поэтому, домашнее обучение также следует научиться проводить последовательно, не требуя от малыша сразу большого результата.

Важно разговаривать с малышом как моно чаще: на прогулке, дома, перед сном, в гостях. Обязательно и ежедневно тренироваться, читать детские книжки вслух.

Дополнительная информация! Нельзя перебивать ребенка, если он пытается что-то сказать, а произношение дается с трудом. Следует выслушать до конца все, что он хотел сказать, повторить за ним, исправляя ошибки. А самые трудные слова четко проговорить отдельно, затем — с ребенком.

Упражнения для постановки буквы «р»

Упражнения для буквы р для детей следует проводить ежедневно, желательно в игровой форме. Лучше всего будет проводить занятия утром и вечером и обязательно сидеть перед зеркалом, чтобы малыш видел работу своих губ. Сначала родитель показывает на своем примере, как произносить буквы правильно, после — ребенок повторяет. Все уроки проводятся в дружелюбной обстановке, никаких криков и скандалов допускать нельзя, чтобы избежать негативного опыта.

Подготовка речевого аппарата

В работе с упражнениями для произношения буквы р для детей есть множество нюансов. И, конечно, изначально следует подготовить речевой аппарат к работе. Начало тренировок — артикуляционная гимнастика.

Подготовка к дальнейшей работе над произношением

Обратите внимание! Упражнения делаются всегда перед зеркалом вместе с малышом. Так ему проще повторять за родителями. Тренировки выполнять ежедневно, повторяя каждое упражнение по 6-8 раз. Помнить о том, что детская нервная система формируется до десяти лет, поэтому, при первых признаках усталости и раздражения стоит делать короткий перерыв.

Гимнастика преследует цели:

  • Развить подвижность языка. Делаются различные упражнения, чтобы язык был широким, узким, поднимают и опускают его, касаются поочередно щек.
  • Развить подвижность губ. Упражнения «Клоун», «Пятачок», «Обезьяна».
  • Развить навык удержания нижней челюсти в определённом положении. Ребенок пытается ее выдвинуть вперед и зафиксировать и обратно.

Трудности произношения «р»

Почему буква вызывает трудности:

  • Часто она находится между гласными в словах.
  • Ребенку сложно ее произнести правильно, он заменяет ее на «л», «ы», «й», поскольку не имеет верного навыка произношения,
  • Малыш не может достаточно твердо произнести звук, возникает грассирование (подобно французскому языку) или сильная вибрация (картавость).
  • Произношение получается «в нос». Это происходит по причине того, что малыш не знает, где должен находится кончик языка при выговаривании.

Тренировка мышц языка

В упражнениях для звука р для детей всегда присутствует разминка языка:

Упражнения для языка из логопедии

  • «Качели». Широко открыть рот, поднимать и опускать язык вверх и вниз, касаясь зубов и задерживаясь по 20 секунд в одном положении.
  • Облизывать губы языком по часовой стрелке и наоборот.
  • «Маляр». Рот закрыт, языком внутри водить по небу, щекам и зубам.
  • «Лошадка». Ребенок цокает языком, подражая лошадке.
  • «Слоник». Вытянуть губы вперед, втянуть воздух, как будто слон набирает воду, затем на выдохе выпустить воздух.

Комплекс упражнений для растяжения уздечки языка

Логопедические занятия на букву р зачастую сопровождаются упражнениями для растяжения уздечки языка, поскольку проблемы с выговариванием звука могут крыться именно в короткой уздечке.

Упражнения всегда выполняются медленно:

  • Широко открыть рот, оставив неподвижным. Язык двигается по небу от зубов к горлу.
  • «Футбол». Открыв рот, малыш дотрагивается до правой и левой щеки по очереди, напрягая сильно кончик языка.
  • «Котенок». Это самое любимое упражнение у детей. На блюдечко налить любимое лакомство и попросить языком слизывать его.
  • «Гармошка». Язык сильно прижать к нёбу. Затем открывать и закрывать рот, язык остается при этом неподвижным.
Читать еще:  Упражнения для глаз после блефаропластики

Упражнения для растяжения уздечки языка

Комплекс упражнений, развивающих речевой аппарат

Развивая речевой аппарат, следует помнить о дыхании.

  • Сделать вдох, а затем попробовать «задуть свечу», делая легкий выдох.
  • «Праздничный торт именинника». Сделать вдох, а на выдохе постараться задуть как можно больше воображаемых свечей. Воздух нельзя добирать.
  • После вдоха на выдохе произнести: «какой ароматный цветок».
  • После вдоха на выдохе произносить звук «ссс», а затем перейти на «ррр».
  • На выдохе имитировать звучание ветра — звук «ввв».
  • На выдохе имитировать самовар — «пых-пых-пых».
  • На выдохе произносить скороговорки.

Также можно использовать для разминки пассивную гимнастику. Детям особенно нравится работать в парах с братьями, сестрами или с родителем.

Пассивная артикуляционная гимнастика

Постановка звука «р» с детьми

Самым главным этапом в логопедических упражнениях для буквы р выступает постановка звука. Она делится на три этапа:

  • Научиться произносить уверенно звук отдельно.
  • Добавить произношение слогов, слов,
  • Лишь после приступать к предложениям и скороговоркам.

Техника постановки звука

Постановка буквы «р» делится на постановку букв «р» и «рь». Сначала следует научиться произносить успешно твердую «р». Для этих целей выполняются все упражнения, описанные выше.

постановка мягкого «рь» происходит за счет проговариваний чистоговорок. Их можно придумать самим или использовать следующие:

  • Стоит дуб на горе — ре-ре-ре,
  • А н аветке снегири — ри-ри-ри,
  • А коса у косаря — ря-ря-ря,
  • Я всем правду говорю — рю-рю-рю.

Прибор, помогающий постановке буквы р

Для усложнения задачи можно использовать специальные приборы или палочки, которые ребенок будет держать губами.

Задания для формирования правильного произношения

7 заданий для правильного произношения буквы «р»:

  • «Часы с кукушкой». Малыш с широко открытым ртом вытягивает язык к верхней губе, после — за зубы к бугоркам.
  • «Дрожалка». Малыш учиться дрожанию языка за счет выпускания воздуха на выдохе и касания языком губ.
  • «Рожица». Широко улыбаясь, следует кусать кончик языка.
  • «Лошадка». Подражание цоканию лошадки.
  • «Барабанщик». Широко открыть рот и попытаться сказать «д». Тогда ребенок коснется альвеол и поймет правильное положение языка при произношении «р».
  • «Зубная щетка». «Чистить» зубы языком со внутренней стороны зубов.
  • «Присоска». «Приклеить» язык к небу, держать плотно, открывать и закрывать рот, не убирая языка.

Развитие артикуляции

Развитию артикуляции следует уделить время. Она поможет натренировать выдох, растянуть уздечку языка и укрепить его в верхнем положении.

Очень важно, чтобы малыш научился мощному выдоху. В этом ему помогут мыльные пузыри. Это и увлекательно, и полезно одновременно. Также можно использовать шарик от пин-понга — малыш должен суметь загнать его в ворота. Это сформирует правильную воздушную струю на выдохе.

Упражнения для артикуляции схожи с теми, что используются в артикуляционной гимнастике.

Закрепление результата

Немаловажно не только научить малыша правильному навыку произношения, но и закрепить результат после плодотворной работы.

Упражнения для автоматизации звука

Последним этапом в логопедических занятиях на звук р считают автоматизации звука.

Она включает несколько упражнений, которые проводятся в игровой форме:

  • Использование карточек, на которых написаны слова с буквой «р». При неверном произношении сказать правильно слово, затем убрать карточку. В следующий раз при верном выговаривании буквы похвалить малыша, а карточку заменить на новую.
  • «Запомни порядок». Используются те же карточки. 5 из них выкладываются в ряд, малыш запоминает их последовательность. После отворачивается и пытается произнести слова в том порядке, в каком они лежали.
  • Стихотворения. Желательно учить их сразу наизусть и на прогулке как можно чаще произносить.

Скороговорки

В логопедических заданиях на букву р часто используют скороговрки:

  • «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»,
  • «На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора»,
  • «Проворонила ворона вороненка».

Дополнительная информация! Постоянное прослушивание и повторения ребенком скороговорок — мягкая тренировка его внимательности. Он обретает навык слушания. Это благоприятно сказывается на дальнейшем обучении дошкольника, где придется учить гораздо больший объем информации.

Когда нужна помощь логопеда

Помощь логопеда может понадобиться тогда, когда:

  • Малыш в 4-5 лет нечетко произносит звуки,
  • Говорит мягко, невнятно, «глотает» звуки,
  • В 6 лет не произносит правильно звуки,
  • Говорит с запинками, не может ответить на вопрос, переставляет и путает слога.

Занятия с малышом будут увлекательны, познавательны и для него, и для взрослого. Самое главное — проявить внимательность и терпение, научиться слышать ребенка и помогать ему преодолевать трудности.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Как научить ребенка выговаривать букву «Р»

Наиболее частый запрос обращения родителей к логопеду-дефектологу — нарушение произношения звука «Р». Он формируется в речи ребенка в последнюю очередь, постановка звука «Р» требует контроля со стороны взрослых.

Когда нужна коррекция

Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.

Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.

В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.

Норма произношения «Р»:

  • губы расслаблены;
  • расстояние между зубами 4-5 мм;
  • кончик языка поднимается к верхним деснам;
  • язык вибрирует в струе воздуха;
  • средняя часть спинки языка выгибается;
  • задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
  • боковые края прижаты кверху;
  • голосовые складки в момент говорения колеблются.

Нарушение произношения твердого «Р» и мягкого «РЬ» в дефектологии называют ротацизмом или параротацизмом. В советское время эти нарушения называли картавостью.

Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:

  1. Велярный.
    Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
  2. Увулярный.
    Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
  3. Носовой.
    Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
  4. Двугубный.
    В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
  5. Щелевой.
    Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
  6. Межзубный.
    Язык находится между зубами.

Этапы коррекции нарушений:

  1. Подготовительный.
  2. Постановка звука.
  3. Автоматизация.
  4. Дифференциация.
  5. Закрепление в речи.

Причины неправильного произношения

  1. Искаженное произношение.
  2. Отсутствие звука в речи ребенка.
  3. Замена одного звука другим.
  1. Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
  2. Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
  3. Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
  4. Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.

Проблемы с речевым дыханием

Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.

Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.

Читать еще:  Фейсбилдинг для лица упражнения отзывы

Нарушения слуха

Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.

Нарушение фонематического слуха (дислалия) затрудняет восприятие устной и письменной речи в школьном обучении, поэтому необходима коррекция дефектов сразу при их обнаружении.

Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:

  1. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
  2. Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
  3. Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
  4. Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
  5. Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.

Недостаточное развитие органов речи

Незрелость речевого аппарата — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.

Индивидуальное строение уздечки

Укороченная уздечка, аномалии ее расположения — дефект ротовой полости, который возникает в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту подъязычная связка растягивается с помощью упражнений и логопедических инструментов.

Подготовка артикуляционного аппарата

На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти.

Задания для подготовки артикуляционного аппарата к работе:

  1. «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
  2. «Лошадка» — щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
  3. «Болтушка» — широким кончиком языка провести по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить «БЛ-БЛ-БЛ».

Упражнения на дыхание

Дыхательная логопедическая гимнастика:

  1. «Пузыри».
    Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот.
  2. «Мельница».
    Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук.
  3. «Гуси».
    Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у».
  4. «Воздушный шар».
    Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар.
  5. «Ежик».
    Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.

Способы постановки звука

Основные приемы постановки:

  1. По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
  2. Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
  3. Смешанным способом — постановка от других звуков.

Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.

Подражание

До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.

Постановка «Р» от звука «Д»

Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.

Постановка от «Д»:

  1. Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
  2. Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
  3. Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
  4. Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
  5. Убрать «Д» из упражнений.

Если у ребенка не получается вибрировать языком, то можно помочь ему, мягко подтолкнув язык палочкой от мороженого.

Упражнения от звука «Ж»

Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».

Постановка от звука «З»

Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.

Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.

Упражнения от звука «С»

Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.

На вдохе

Отличительная особенность вышеописанного метода в том, что звук вызывается на вдохе. Речь строится на длительном выдохе, вдох при речевом дыхании короткий. Но при постановке «Р» от «С» ребенок произносит звук, вдыхая воздух.

Механическим методом

«Р» ставится механическим способом с помощью логопедических инструментов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед постукивает молоточком в альвеолы, добавляет вибрацию шпателем. Звук закрепляется с помощью упражнений, отрабатывается вибрация сначала со шпателем, потом без него.

Вибрацию языка удается получить следующим способом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке), убрать язык за верхние зубы и сильной струей воздуха сдуть его с языка.

Механический метод применяется с осторожностью, в игре, чтобы не травмировать дошкольника.

Постановка звука «РЬ»

При замене «Р» его мягкой парой ребенок широко раскрывает рот и более протяжно произносит звук, переместив передний край языка вперед к верхним резцам. При этом «Р» сочетается с передним гласным «И». В результате звук приобретает мягкий оттенок.

Автоматизация звука «Р» в слогах «ра-ро-ры-ру»

Игра на отработку «Р» в открытых слогах помогает ребенку закрепить твердую и мягкую формы, способствуют плавности речи.

Дошкольник повторяет скороговорки:

Ра, ра, ра — теплая нора.

Ра, ра, ра — тонкая кора.

Ры, ры, ры — сидит ежик у норы.

Ры, ры, ры — добежали до горы.

Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.

Ру, ру, ру — много ягод наберу.

Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.

Постановка звука «Р» по Хватцеву

Советский педагог М. Е. Хватцев в 1959 г. разработал систему поэтапной постановки «Р»:

  1. Сопоставление словосочетаний с объяснением разницы для развития фонематического восприятия (жарко-жалко, вор-вол, рожки-ложки).
  2. Получение вибраций механическим способом, постукивая по деснам, и через работу с воздушной струей.
  3. Постановка «Р» от получившегося длительного «Д» и «Р».
  4. Автоматизация через вставку редуцированного гласного звука «Ы» (дыыыра, тыыыыра).

Способ по Левиной

Логопед Р. Е. Левина в 1965 г. разработала комплекс артикуляционных упражнений для обучения произношению «Р».

На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.

На втором — тренируется вибрация языка от звуков «Ш», «Ж». Ребенок раздвигает губы, не округляя их, протягивает «Ж», сдвигает кончик языка наверх к деснам, щель между ними отсутствует. Ребенок сильно выдыхает воздух.

Для выработки вибрации используют звук «Д», который проговаривае тся на одном выдохе. Рот широко открыт, передний край языка плотно соединяется с деснами верхних зубов. «Д» произносят вместо «Р» в словах с сочетанием «ТР» или «ДР».

Метод Богомоловой

А. И. Богомолова в 1979 г. предложила способ выработки вибрации для говорения «Р». Зубы открыты на расстояние 2 пальцев. Язык прижимают к небу, максимально растянув уздечку. Педагог пальцами сдвигает к небу края языка,уздечка при этом свободна.

Ребенок глубоко вдыхает воздух и резко выдувает его, подключая голос. Образуется сочетание «ТЖ». Упражнение повторять, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «ТЛЕ» изменится в «ТР». После закрепления короткого «ТР» отрабатывают раскатистое «ТР» с помощью пальцев, а потом и без них.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector