Newstyleforge.ru

Красота и Здоровье
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как стать учителем рисования

«А вдруг он станет художником?» Зачем вам эта дурацкая профессия и где учиться рисовать

«Я не смогу дать это образование всем троим детям»

– Родители заметили, что у их ребенка склонность к рисованию, что им делать, где его учить?

– Если повезет, и в обычной общеобразовательной школе может встретиться очень хороший учитель рисования, я знаком с такими педагогами, которые могут и научить ребенка, и направить его, подсказать, как развиваться дальше. Но не в каждой школе есть такой учитель.

Кроме того, существуют Дома творчества, где преподают изобразительное искусство, но, опять же, там тоже как повезет – можно встретить грамотного педагога, а можно – унылую тетеньку, завернутую в красивую шаль, которая сидит себе и спокойно реализует какие-то свои задачи и нет ей дела до детей. Так что родителям нужно смотреть, может ли ребенок повторить то, что рисовали на занятиях, сам, дома, без учителя.

В Москве вообще все просто. Если повезло, нашли хорошего учителя в Доме творчества, можно пойти учиться дальше – существуют вечерние художественные школы, и они теперь бесплатные.

Если ребенок хочет продолжать учиться дальше в художественном вузе, то после вечерней художественной школы поступить туда маловероятно – нужно еще училище. Например, Московское академическое художественное училище, Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В. М. Васнецова, колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им С.Г. Строганова. Во все эти учебные заведения большой конкурс.

После одиннадцатого класса можно поступить в художественный вуз, если общая школа была специализированной. Первое место здесь занимает Московский академический художественный лицей при Российской академии художеств (МАХЛ РАХ). Там строгая система обучения высокого уровня. Чтобы учиться там, нужно пройти конкурсный отбор, талантливым иногородним детям предоставляется общежитие.

– Если у ребенка талант к рисованию, это же не значит, что он обязательно станет художником и захочет учиться дальше?

– Естественно. Готовиться к этой специальности надо издалека, а определяется человек лет в пятнадцать, понимая, нравится ему это или нет, хочет ли он видеть это своей специальностью в жизни.

Рискну сказать, что та система, которая сложилась у нас в школе, очень гуманна к ребенку: кроме художественного, он получает абсолютно не усеченное качественное образование, которое может использовать для того, чтобы поступить в другие вузы.

У нас каждый год из выпускников кто-то поступает в МГУ, кто-то – в Высшую школу экономики – и именно на экономические специальности, кто-то поступает в расположенный неподалеку Областной университет.

Кроме нашей, есть 548-я школа в Царицыно – тоже общеобразовательная с художественным уклоном.

Если же человек хочет все-таки стать художником, то высшее художественное образование – ступенька, трамплин, без которого не стать настоящим профессионалом. Если уж ты выбрал это, то двигайся вперед.

– Даже если ребенок идет в бесплатную студию или в художественную школу, занятия рисованием требуют от семьи каких-то денежных трат?

– Расходные материалы здесь есть, ничего с этим не сделаешь. Даже если что-то заложено в бюджет на материалы, этого не хватит. Материалы для живописи, для графических работ, бумага, в старших классах холст – все стоит недешево. Надо быть готовым к этому. У меня был случай, когда в нашу школу поступили тройняшки, все трое – очень способные. Но папа посчитал и сказал: «Я не смогу это образование дать всем троим».

Вот тебе яблочко, твердым карандашом нарисуй

– Сегодня появляются новые, в том числе частные художественные школы, вузы с пафосными названиями. Как разобраться, где могут чему-то научить, а где нет?

– Смотреть на работы преподавателей, выпускников, учащихся, читать отзывы. Еще, скажем, школа «имени меня, гениального ее создателя» вызвала бы большое сомнение.

При этом есть частные студии, годами работающие, с прекрасным результатом.

Еще можно задать вопрос, а что будут выпускники делать после частного вуза, хотя бы предположительно. Этот вопрос я задал знакомому, открывшему такой вуз и предложившему принимать туда наших выпускников. «А что они делают после Суриковского?» – спросил он меня. Я объяснил, что после Суриковского они приобретают, в зависимости от выбранного направления, умения в станковой живописи, в скульптуре, в монументальном искусстве, в графике, в архитектуре, как художник театра; после Строгановки – в различных направлениях дизайна – от промышленного до дизайна помещений, в реставрации, в монументальном искусстве – и это важно.

Хотя настает время, когда правильно оформленное портфолио имеет значение больше, чем что-либо. Я смотрю на биографии некоторых наших выпускников, и они благополучно выезжают на том, чему обучились в школе. Я за них очень рад, но все-таки считаю, что высшее образование в нашем деле необходимо. Хотя можно Строгановку окончить и пойти вести кружок в ближайшей библиотеке, потому что не удалось найти себе никакого применения, можно после архитектурного слоняться без работы. Человек должен любить это дело очень сильно, и тогда он видит цель и идет к ней, и всегда найдет возможность реализовать полученное.

– Как нужно учить ребенка рисовать?

– Я категорически не согласен с устаревшим подходом к изобразительному искусству как таковому: когда только учат набору механических навыков – вот тебе яблочко, твердым карандашом нарисуй; вот тебе карандашик помягче и теперь ты нарисуй яблочко на кружевной салфеточке.

Самый мощный ресурс изобразительного искусства – творчество. Оно начинается с двух компонентов – способности наблюдать и способности придумывать новое. И этому тоже нужно учить.

Интересно, что положительные отзывы мы часто слышим и от выпускников, которые не стали профессиональными художниками, а сейчас работают сотрудниками МЧС, экономистами и так далее. Они говорят, что умеют видеть мир по-другому, чем те, у кого в детстве не было такого опыта.

У нас училась девочка, которая потом перешла в школу актерского мастерства. Она говорит: «Это два разных мира. В художественной школе в основном учатся интроверты, люди, погруженные в себя, и в школе – тихо. Когда учишься, не замечаешь этого. Я это увидела, когда перешла в новую, где все кричат, каждый пытается на себя обратить внимание».

Читать еще:  Не прочитал ни одной книги

Структура художественного образования должна быть направлена на развитие творческого мышления, без которого в современном мире очень трудно найти себе применение.

– Но все-таки все основы академического образования в вашей школе даются на серьезном уровне – и яблоки, и крынки, а позднее гипсовые головы дети рисуют в достаточном количестве.

– Мы не убрали вообще ничего из академической программы. Без этих основ никакого развития просто не будет, но они не мешают, а, наоборот, при правильных установках помогают развиваться творчеству.

У нас же разные преподаватели преподают для детей разных возрастов. В старшей школе у нас есть предметы «творческое мышление», «художник и мировоззрение», есть спецкурс «философия художественного творчества». Дети могут их выбрать как предмет свободного выбора и изучать.

Фото: Всеволод Романков / Facebook

Для ребят средней школы есть курс «книжная графика», после которого они защищают свой проект.

Если вы не освоили язык до конца, вам трудно на нем выразить мысли. Но если ребенок не понимает, что выражать, зачем, то ему и непонятно, для чего терпеть эти надоевшие яблочки и гипсовые головы. Задача педагогов – им это объяснять.

Зачем вам эта дурацкая профессия

– Если ребенка отдали на музыку, рисование, в спорт – это общее развитие или может выйти что-то серьезное?

– Может. У нас в старших классах учится девочка, родители которой думали, что у нас – просто хорошая среда для того, чтобы их дочка, занимающаяся спортом, хорошо развивалась. Но у спортивных детей есть такая особенность – они умеют поставить себе цель и знают, как ее реализовать. Спорт в этом отношении имеет сходство с искусством. Эта девочка потом сказала: «Все, мне не интересны ваша экономика и математика. Я знаю, чего хочу, и это у меня получается».

На самом деле общее развитие – это тоже неплохо, в том числе и общеобразовательные предметы. Я сам окончил школу с углубленным изучением математики. Моя педагог по математике Елизавета Николаевна вызывала родителей и говорила: «Зачем вы отправляете его в эту дурацкую профессию. У мальчика хорошая голова, пускай он поступает в Бауманский, как все сильные выпускники нашей школы».

Мое глубокое убеждение, что нужно развивать голову. Разными способами, и математика творчеству совсем не помеха. Конечно, развивает и академическая школа рисования.

К чему привел интернет и соцсети: человек может считать – я выдавил из себя что-то, размазал это что-то по листу и все, я уже творец, вы меня должны поддержать, а если меня кто-то критикует, то он вообще сволочь и борется с моей личностью. Это разлагает творчество гораздо больше, чем все остальное.

Если мы посмотрим на всю историю искусства, подобного никогда не было, всегда ценился уровень, мастерство, которое невозможно получить без академической школы.

Академическая школа обеспечивает развитие головы, через упражнения, через преодоления трудностей. Некоторые ученики, с СДВГ или другими схожими проблемами, которые в других местах получили бы клеймо, у нас развиваются, потому что систематично, спокойно работают.

В любом случае я бы советовал, чем бы ни интересовался ребенок, сохранять в какой-то степени занятия спортом или физкультурой – ушу, плавание или что-то еще. У нас в стране принято относиться плохо к своему телу, но чем раньше мы научимся с ним жить в мире, дружбе и любви, тем будет лучше.

– А если ребенок говорит, что ему надоело и он хочет бросить – как понять, что он просто устал или что это действительно не его?

– В этом случае хорошо опираться на мнение педагога, и если вы грамотно подобрали учителя, то вы получите верный ответ. Собственно, видеть перспективу и чувствовать настрой ребенка – чуть ли не самая главная функция педагога.

Ну и конечно, родителям важно взаимодействовать с ребенком, чтобы увидеть – усталость ли это или совсем не его дело – то, чем он сейчас занимается, обсуждать с ним. Когда мне исполнялось 14 лет, родители задали вопрос, что я хочу получить в подарок на день рождения. «Перестать заниматься в музыкальной школе», – ответил я. «Чем же ты хочешь заниматься, на что заменить?» – спросили они. Я подумал два дня и сообщил, что хочу идти в художественную школу, тем более раньше я уже занимался в кружке в Доме пионеров.

Родители согласились, но предложили оставить музыкальную школу только после благополучной сдачи экзаменов в «художку». Я поступил.

Вообще осознанность выбора накладывает свою ответственность на человека, он более серьезно начинает относиться к выбранному делу. Когда у меня бывали минуты недовольства, усталости, я помнил о том, что сам выбрал это.

Фото: Всеволод Романков / Facebook

– Для чего вообще растить художников? Как они могут найти себя в жизни?

– Не могу сказать, что изобразительное искусство в нынешнем мире тотально необходимо в прикладном, бытовом смысле. Но человечество нуждается не только в прикладных, но и в более глубоких смыслах, а изобразительное искусство помогает людям конкретной эпохи глубже понять себя, это резерв саморазвития человека. Изобразительное искусство глубоко архаично, человек еще толком не говорил, еще не писал, но уже рисовал на стене…

Так что оно необходимо, в частности, и для русской культуры, и ему стоит служить. Другое дело, подвигать ребенка к миссии – это уже серьезная ответственность, которую родителям важно с ним обсуждать.

Кроме того, есть много профессий, смежных по отношению к чистому творчеству, но они тоже творческие, сложные и интересные: дизайнер (а это широкое понятие, куда входит и дизайн квартир, одежды, промышленный дизайн и так далее), архитектор, человек может реализовать себя как иллюстратор, педагог, создавать анимационные фильмы, рисовать компьютерные игры, делать мозаику и многое другое.

Если ребенок талантлив, ему интересно изобразительное искусство, задача родителей – направить его, а затем он сам найдет нишу, в которой сможет и реализоваться, и как-то заработать себе на жизнь.

Читать еще:  Посланник книга отзывы

Учитель рисования: особенности и обучение

В классификаторе профессий учитель рисования относится к разделу «Образование и наука». Этот специалист может работать в общеобразовательных школах, ССУЗах, учреждениях дополнительного образования. Его задача – преподать детям основы изобразительной грамоты, научить рисовать в меру возможностей каждого.

Описание

Сразу стоит отметить, что умение хорошо рисовать, определенный багаж знаний за спиной (например, художественная школа) – еще не показатель того, что человек может стать хорошим учителем. Даже обучение в ВУЗе по этому профилю не является гарантией того, что у человека сложится педагогическая карьера.

Не зря преподавание считают призванием и учитель рисования – это не исключение.

С одной стороны, сказать о профессиональной востребованности учителей ИЗО – значит обрисовать не самую радужную картину. В средних школах сокращаются часы изобразительного искусства и черчения, что затрудняет возможность набрать часы на ставку в одном учреждении образования. С другой стороны, открывается множество частных образовательных центров, школ детского развития и прочих площадок, где преподаватели изобразительного искусства могут профессионально реализоваться.

Чтобы стать учителем рисования, нужно иметь высшее профессиональное образование или средне-специальное профильное образование. Учитель ИЗО находится в подчинении у директора образовательного учреждения, руководствуется в своей профессиональной деятельности Конституцией страны, Законом об образовании, а также должностной инструкцией учителя изобразительного искусства в школе.

Как любой другой педагог, он не просто ведет уроки, но и участвует во внеурочной работе школы (конкурсы, мероприятия, акции), может быть классным руководителем. Нередко учителям ИЗО приходится работать по совместительству: чтобы набрать оптимальное количество часов, зачастую они работают в школе и, например, в Доме детского творчества. Или же дополнительно учитель ИЗО ведет в школе черчение, занимается кружковой работой.

Должностные обязанности

Перед тем как задуматься о выборе этой профессии, узнайте, чем вам придется заниматься. Речь идет не только об обучении и воспитании учащихся, хотя это, безусловно, базовые должностные обязанности.

К другим должностным обязанностям в школе относят:

  • обеспечение уровня подготовки учащихся, соответствующего требованиям Госстандарта;
  • формирование общей культуры личности и социализации с помощью разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения;
  • планирование и осуществление учебного процесса сообразно образовательной программе школы;
  • организация самостоятельной деятельности ребят, в том числе проектной и исследовательской;
  • ведение учебной документации в установленном порядке;
  • соблюдение прав и свобод учащихся;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся;
  • дежурство в школе согласно графику, участие в педагогических советах, собраниях, семинарах, конференциях;
  • изготовление и использование дидактического материала, наглядных пособий;
  • организация участия ребят в предметных конкурсах, выставках, фестивалях, внутришкольных мероприятиях;
  • осуществление межпредметных связей в процессе преподавания.

Кроме того, учитель отвечает и за паспортизацию собственного кабинета, и за проведение предписанных инструктажей.

Учитель ИЗО – это педагог, в «ведомстве» которого находятся предметы и, возможно, кружковые направления эстетического цикла. А значит, у этого предметника есть особая педагогическая миссия. Он должен формировать основы художественной культуры у ребенка, развивать эстетическое и эмоционально-ценностное восприятие мира, развивать наблюдательность, зрительную память, творческое воображение. Должен учитель и прививать художественный вкус.

Наверное, одной из главных задач педагога является развитие потребности ребенка в общении с контекстом изобразительного искусства. Именно этот педагог может делать так, чтобы для ученика соприкосновение с искусством было личностно-значимой ценностью. Не все ребята смогут действительно хорошо научиться рисовать, но все должны погрузиться в этот опыт, попробовать свои силы. Но даже не рисование – главная цель преподавания, а другое, эмоционально-художественное осмысление мира, с которым можно познакомить ребенка.

Учитель изобразительного искусства

Рейтинг пользователей сайта

Профессия участвует в рейтингах

Для друзей!

Справка

Учитель изобразительного искусства (ИЗО) – известная педагогическая профессия, которой не один век. Пожалуй, первыми учителями рисования были художники и гувернёры, которых нанимали состоятельные родители для обучения своих детей.

Школьный учитель ИЗО – не художник, и он преподаёт только азы (более углублённо предмет изучается в колледжах и вузах), но его профессия не менее востребована. Связано это с тем, что сегодня интерес к рисованию значительно вырос: причём, не только у детей, но и у взрослых. Психологи со всего мира признают арт-терапию одной из действенных методик по борьбе со стрессами, депрессиями, страхами, комплексами, и этот факт делает профессию более привлекательной.

Востребованность профессии

Полезные статьи

Как стать художником?

Описание деятельности

Основная задача учителя рисования состоит в том, чтобы через освоение навыков изобразительного искусства развить у детей эстетическое восприятие. Уроки ИЗО – предмет непростой, но очень увлекательный, творческий: педагог объясняет теоретические основы, учит разным техникам рисования, прививает художественный вкус.

Рисование относится к изящным искусствам, а этот жанр предполагает постоянное развитие. Практикующий педагог совершенствует свой стиль с помощью дополнительных курсов, ходит на выставки, читает полезные книги.

Заработная плата

средняя по России:средняя по Москве:средняя по Санкт-Петербургу:

Уникальность профессии

Какую специальность нужно получить

Направления подготовки и специальности вузов

Специальности колледжей и техникумов

  • Изобразительное искусство и черчение (Базовая подготовка)

Какое необходимо образование

Трудовые обязанности

Составление плана урока и проведение самого занятия, заполнение журнала и проверка готовых работ – вот чем наполнены будни учителя рисования. Но если приглядеться, то за типичными ежедневными операциями кроется творческая атмосфера и возможность проявить свой потенциал.

На уроках педагог рассказывает о многом, начиная со знакомства с карандашами, кисточками, красками и бумагой, и заканчивая техникой и композицией рисунка. Руководство школы может задействовать учителя ИЗО в оформлении стендов, выставок и прочих школьных мероприятий.

Вид труда

Особенности карьерного роста

С одной стороны, кажется, будто карьерный рост учителя рисования ограничивается стенами школы, где он трудится изо дня в день. Возможно, раньше так и было, однако современность обеспечила профессию новыми возможностями. В свободное от уроков время учитель ИЗО может проводить дополнительные занятия в арт-студиях, вести тематический блог, издавать учебные пособия, проводить обучающие вебинары для детей и взрослых (например, мастер-классы по акварели или скетчингу).

Возможности карьерного роста

Характеристика сотрудника

Первое и непреложное правило для учителя рисования – доброжелательное отношение к детям и желание их обучать. Пунктуальность и обязательность – другие важные качества, а как иначе, ведь учитель показывает детям пример для подражания. Конечно же, педагог должен сам прекрасно рисовать и знать все направления живописи, а также известные техники рисунка и цвета, а также их сочетание друг с другом.

Читать еще:  Книги по борьбе со страхами

Чтобы вовремя разглядеть способности и талант ученика, педагогу потребуется наблюдательность. Не всегда работа в школе размеренна, в ней бывают свои трудности и заботы, поэтому учителю рисования необходимо запастись терпением и добиваться устойчивости к стрессам.

Важно иметь «твёрдую» руку, ведь от этого будет зависеть, например, чёткость изображения и плавность линий. Как любая творческая личность, учителю ИЗО свойственно богатое воображение и умение нестандартно мыслить.

Эссе » я учитель изобразительного искусства»

Эссе «Я педагог дополнительного образования…»

Нам каждый год встречать и провожать

И каждый день глядеть в ребячьи души.

Нам каждый час единство с ними ощущать

И с каждым мигом становиться чище, лучше.

Я преподаю изобразительно искусство…

С детства я точно знала, что стану учителем рисования. Обучаясь в начальных классах, моя учительница увидела во мне творческие задатки и рекомендовала родителям отдать в художественную школу, именно с этого времени н ачался мой путь к будущей профессии. С девяти лет я начала посещать «художку». Не скажу, что это было просто, многочасовые уроки живописи и станковой композиции поначалу давались мне с трудом, но мне было очень интересно. Закончив своё обучение, мой преподаватель, Целуевская Елена Валентиновна, помогла организовать мне мою первую персональную выставку творческих работ «Стильные штучки», в выставочном зале городской газеты. Это и был первый толчок к моему развитию. Затем я училась в различных художественных студиях, набиралась творческого опыта и мастерства. Следующим шагом стало поступление в педагогический университет по специальности изобразительное искусство.

Я очень горжусь своими преподавателями. Благодаря их помощи я поверила в свои силы, поняла, что хочу связать свою будущую профессию с искусством, но не просто заниматься творчеством, а учить этому других, сделать уроки изобразительного искусства незабываемыми для каждого ученика.

Каким же должен быть современный учитель? Нельзя не вспомнить строки из стихотворения А.А.Жигайлова «Современный учитель»:

Современный учитель – он как Прометей-

Зажигает в сердцах детских пламя знаний.

И старается не отставать от детей,

Совершенствуясь, не прекращая исканий.

Чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими.

Очень точно сказал об этом А.С.Макаренко:

“ Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь – всё это имеет для ребёнка большое значение”.

Главный принцип в работе учителя для себя я определила давно и стараюсь следовать ему всегда: обучать и воспитывать собственным примером. Учу других и учусь сама. Желая воспитать честных, искренних и добрых учеников, я должна быть искренней и доброжелательной с ними всегда, но подавать положительный пример не так уж легко. Иногда ведь приходится в какой-то мере переделывать и себя. Все мы знаем, что переделать других – очень легко, себя – намного труднее. У каждого из нас есть недостатки, которые он бы не хотел видеть в своих воспитанниках.

Без любви к своему делу, без любви к детям невозможно быть хорошим педагогом. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Чтобы стать настоящим учителем, нужно пройти огромный, интересный путь. Этот путь труден, но преодолеваешь, его ты вместе с учениками, которых учишь, и которые учат тебя. Каждый учитель, на мой взгляд, должен оставаться в душе ребёнком, любопытным, открытым, радостно воспринимающим мир.

Размышляя о своём профессиональном предназначении, невольно задаёшься вопросами: «Могу ли я называться настоящим учителем? Как сделать свой предмет увлекательным и любимым? Могу ли я помочь ребятам раскрыть свои таланты? Все ли я правильно делаю?»

Принято считать, что талант есть у всех, только не всякому дано его вовремя, раскрыть и развить. Кто поможет в этом? Конечно, учитель. Учитель терпеливый, умный, вооруженный современными методиками и технологиями, а главное – неравнодушный. Школа, по моему мнению, идеальная среда для развития талантов. Здесь востребованы все: поэты и математики, художники и музыканты, спортсмены и организаторы. Создание такой развивающей среды на уроке – одна из моих задач.

Словарь объясняет понятие «талант» как «определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта». Значит, чтобы талант проявился, ребёнку необходимо пробовать себя в различных видах деятельности, иметь свободу выбора. Урок изобразительного искусства дает такую свободу. Для работы можно использовать различные художественные и графические материалы, выбрать формат или один из вариантов задания. Большие возможности открылись и с появлением информационных технологий, новой техники, видео, фото, компьютерной графики. Ученики могут работать в малых группах, в парах, индивидуально.

Создание ситуации успеха – неотъемлемая часть развивающей среды. При подготовке к уроку я учитываю возрастные и индивидуальные особенности учеников каждого класса, их интересы и способности. В этом мне помогает использование проектных, исследовательских методов, приемы теории решения изобретательских задач, арт-терапии. Я стараюсь прививать любовь к творчеству, развивать проектную деятельность: «Новая жизнь старых вещей», «Я не художник, я только учусь», «Батик», «Блеск цветных стёкол. Витраж», «Секреты глины», «Дизайн школьной формы» и др., организовывать совместный досуг и массовые мероприятия. В настоящее время я работаю над созданием выставки «Угранские пейзажи».

С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Мой день плотно заполнен разными событиями – приятными и не очень. У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. И что самое приятное, у меня столько всего еще впереди!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector